РЖД зафиксировали рост числа недобросовестных заявок на перевозку грузов

РЖД заявили о потерях при майской погрузке по вине грузоотправителей. Речь идет об участившемся невыполнении заявок на перевозку со стороны клиентов перевозчика — согласованные объемы груза они не предъявляют к транспортировке

РЖД зафиксировали рост числа недобросовестных заявок на перевозку грузов

РЖД зафиксировали усугубление ситуации с так называемыми инфлированными заявками (подтвержденный запрос на перевозку, не подтвержденный фактической отправкой) грузоотправителей в мае, сообщил холдинг 4 июня. Ранее перевозчик характеризовал ее как «читерство» со стороны клиентов, влияющее на совокупные показатели погрузки в сети.

В апреле замгендиректора РЖД Михаил Глазков заявил, что недобросовестное выполнение заявок на перевозки грузовладельцами, а именно угольщиками в адрес портов Юга и Северо-Запада, — новый вызов для компании. «О чем идет речь? Когда грузоотправитель занимается так называемым читерством: перезаявляет объем груза, которого фактически нет», — пояснил топ-менеджер.

По итогам марта потери при погрузке из-за этого оценивались РЖД примерно в 4,5 млн т — это вес груза, который грузоотправители заявили к транспортировке, но не предоставили. В мае вследствие непредъявления грузов по уже согласованным заявкам они выросли до 24 млн т. Большая часть, 16,4 млн т, приходится на южное направление, еще 3,9 млн и 3,4 млн т — на восточное и западное соответственно.

Ситуация с инфлированными заявками приводит РЖД к прямым расходам, которые связаны с задействованием локомотивов и бригад машинистов, оказавшихся невостребованными. В марте на неосуществленные рейсы было выделено 72 тыс. порожних полувагонов — в итоге они попали в простой на путях общего пользования и ухудшили эксплуатационные показатели сети, пояснил Глазков.

«Компания продолжает открытый диалог с партнерами в поиске совместных решений для восполнения отставания в погрузке, возникающего в том числе из-за невыполнения некоторыми грузоотправителями своих обязательств», — заявили в РЖД.

Что происходит с погрузкой РЖД

С начала 2025 года погрузка на сети РЖД ежемесячно сокращается. За пять месяцев показатель упал на 7,3% к аналогичному периоду 2024 года, до 465,2 млн т, в частности в мае — на 9,4%, до 94,6 млн т. Потери из-за непредъявления грузов составили в мае около 25% — на столько погрузка могла бы быть выше, сказал РБК представитель РЖД.

В основном такая динамика объясняется существенным снижением перевозок стройматериалов (-19,4%), а также нефтепродуктов (-8,9%) из-за плановых ремонтов НПЗ и металлургических грузов на фоне снижения спроса на эту продукцию (на 29,1% сократились отправки черных металлов и на 40% — металлолома). Существенную долю в инфлированных заявках кроме угля занимают именно нефтеналивные и строительные грузы, пояснили в пресс-службе РЖД.

Рост конкуренции со стороны автомобильного транспорта также усилил негативный тренд по итогам мая, считают в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ). В условиях заметного снижения перевозок по железной дороге грузы частично переориентируют на автотранспорт, обеспечивая меньшее падение перевозок: за первый квартал 2025 года у автомобилистов оно зафиксировано на уровне 4,5% к аналогичному периоду предыдущего года, у железнодорожников — на уровне 6,1%, пояснил Владимир Савчук, замгендиректора ИПЕМ.

Новости компаний РБК Компании Крупнейшие производители и продавцы медийной продукции Ознакомьтесь с информацией в каталоге

РЖД зафиксировали рост числа недобросовестных заявок на перевозку грузов

РБК Компании Маркировка рекламного контента на YouTube: какие теги ставить в видео Как публиковать видео с нативной рекламой и не нарушать закон

РЖД зафиксировали рост числа недобросовестных заявок на перевозку грузов

РБК Компании Страховые компании, которые присутствуют на рынке более 10 лет Посмотрите в каталоге по регионам

РЖД зафиксировали рост числа недобросовестных заявок на перевозку грузов

Почему отправители не предъявляют грузы

Завышая объем заявок над фактическим предъявлением груза, некоторые отправители преследуют цель зарезервировать за собой провозные мощности железной дороги, полагают в РЖД. «Размер штрафа за неисполнение согласованной заявки не менялся 25 лет и не стимулирует их отказываться от этой практики, — сетует представитель компании. — РЖД неоднократно выходили с предложениями об увеличении штрафов как действенном инструменте борьбы с инфлированием заявок, но пока такие решения не приняты».

К непредъявлению грузов может приводить наличие «дополнительных фильтров» для заявок ГУ-12 (форма на перевозку грузов железнодорожным транспортом. — РБК), указывает Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики». К ним относятся динамическая модель загрузки инфраструктуры, которая предназначена для оценки возможностей и планирования грузоперевозок и при отсутствии достаточных возможностей может отклонить уже удовлетворенную заявку ГУ-12, а также суточный клиентский план погрузки (обеспечивает гарантированный прием согласованных к перевозке грузов) и технический план РЖД.

В некоторых случаях между согласованными заявками ГУ-12 и суточным клиентским планом погрузки может возникнуть расхождение и перевозка не осуществится: «ГУ-12 согласовано, а суточный клиентский план погрузки — нет, соответственно, заявку нужно подавать заново, если с РЖД не согласована альтернатива по направлениям или получателям», — пояснил Бурмистров. Есть и противоположная ситуация, когда РЖД готовы согласовать и транспортировать прописанный отправителем в заявке объем, но заявки ГУ-12 подаются «с запасом», и фактически клиент не может осуществить отгрузку.

«В текущих условиях из-за проблем с отправкой по уже согласованным заявкам из-за их несоответствия техническому плану РЖД компании зачастую подают заявки ГУ-12 несколько раз. Поэтому их дублирование в целом связано со спецификой текущей практики управления перевозочным процессом», — заключил эксперт.

Читайте РБК в Telegram.

Источник: www.rbc.ru

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.